Персональный сайт Кругловой Ларисы Витальевны

Консультация для родителей

Уроки доброты.
Консультация для родителей.
Начало нравственного развития лежит в укладе жизни ребёнка, в его отношениях с близкими людьми - мамой, папой, бабушкой, дедушкой, друзьями. Непросто ребёнку заметить, какое настроение у близких ему людей: веселы они или огорчены, радостны или грустны, ещё труднее научиться сопереживать, сочувствовать. Ему мешает и неумение, и робость, и то, что он ещё мал.
Цель моей консультации - научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, научить анализировать и углублять свои собственные переживания, управлять своими чувствами.
Путь этот лежит через художественные сказки. Ведь сказка для ребёнка – это богатейший источник высших чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Сказка  для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, которая раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, сталкивает дошкольника с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а нравственный смысл остаётся подлинным, «взрослым». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это уроки на всю жизнь, я думаю, и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, а взрослые порой обнаруживают в той или иной сказке неожиданное воздействие на ребёнка, открывают и для себя что-то новенькое.
Одна из моих задач - показать родителям как полнее, интереснее работать с ребёнком над художественным произведением, дать представление о некоторых приёмах и способах этой работы, что в конце концов ведёт к совершенствованию воспитательного процесса в эмоционально-нравственном развитии.
Хочется предоставить родителям некоторые рекомендации методического характера, определённой подготовки перед совместной работой с ребёнком над сказкой.
1. Предварительно сами ознакомьтесь с произведением, осмыслите задачи, которые стоят перед вами в связи с эмоционально-нравственным развитием вашего ребёнка;
2. Читайте книгу неторопливо, постепенно, небольшими порциями, обязательно возвращаясь назад. Если произведение длинное, при хорошей работоспособности ребёнка, можно прочитать 2-3 главы;
3. Не бойтесь проявить свои искренние чувства: слёзы сочувствия, восхищение, даже гнев, всё это полезно для воспитания «сердечного слуха» ребёнка;
4. Поощряйте инициативу, творчество ребёнка, предлагайте ему включаться в обсуждение, выразить своё мнение, проанализировать ситуацию, даже завязать беседу.
5. Если есть возможность приобрести пластинки с инсценировками сказок – это было бы просто здорово;
6. Записывайте ответы, высказывания ребёнка, которые отражают его внутренний мир, эмоциональные проявления, по ним можно судить о его продвижениях в нравственном развитии;
7. Учитывайте возрастные, индивидуальные особенности вашего ребёнка, старайтесь творчески подходить к вашим с ним диалогам, не останавливайте его, если он что-то хочет сделать по-своему, проигрывайте ситуации морального выбора, чтобы показать правильное решение в плане действий, поступков героев.

Итак, переходим к практической части моей консультации. Я хочу предложить вам несколько произведений, по прочтении которых вы должны будете вести соответствующую работу.
1.стихи А. Барто про мишку и про зайца;
2. В. Драгунский «Друг детства»;
3. В. Катаев «Цветик - семицветик»;
4. В. Осеева «Сыновья»;
5. А. Н. Толстой «Топор».
Работая над этими произведениями, попытайтесь обратить внимание ребёнка на его отношение к окружающему миру, к людям, знакомым и незнакомым. Задумайтесь, как ваш ребёнок относится к бабушке, дедушке, к маленьким детям, к животным, игрушкам. Беседуйте с ребёнком, побуждайте его оценивать поступки героев и аналогичные свои.
Обратите внимание на следующее:
-замечает ли ваш ребёнок боль или радость другого человека? Понимает ли он «язык эмоций, чувств», иными словами, может ли он по выражению лица, позам, интонациям определить состояние другого человека?
-как он выражает своё сочувствие: только на словах или старается чем-то помочь?
-умеет ли радоваться успехам других: родных, ребят в детском саду или завидует?
-часто ли обижается ваш ребёнок, обоснованны ли его обиды?
-умеет ли он держать своё слово, чувствует ли себя ответственным за какое-либо дело?
-умеет ли он проявлять свои чувства, может ли приласкать, утешить, подобрать какие-то добрые слова?
Если Вас серьёзно волнует формирование нравственных чувств Вашего ребёнка, уделите особое внимание тем сторонам детской жизни, которых мы только что коснулись.
Литература:
1. А. Барто, сборник стихов;
2. В. Драгунский «Друг детства»;
3. В. Катаев «Цветик-семицветик»;
4. В. Осеева «Сыновья»;
5. А. Н. Толстой «Топор»;
6. Л. П. Стрелкова «Уроки сказки», М., Педагогика,1989

7 февраля 2017 в 20:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.