Персональный сайт Кругловой Ларисы Витальевны
Мой проект«Они остались зимовать, и мы им будем помогать» (Из опыта работы) Л.В. Круглова, воспитатель детского сада №183. Наш детский сад «Ласточка» находится на улице Чернышевского. С трёх сторон его окружают девятиэтажные дома, а с северной стороны – пятиэтажный дом. Мы находимся как бы в «каменном мешке», из-за домов солнца у нас бывает мало. Ниже нас по улице Чернышевского за дорогой располагается Финская долина, чуть дальше речка , сады и, наконец, лесная зона. Скорей всего, из-за неё круглый год в нашем детском саду наблюдается большое разнообразие птиц, которые дают нам почву для наблюдения за ними. Само здание детского сада окружает определённое количество елей, они высокие , ветвистые, красивые, с огромным количеством шишек- просто рай для птиц. Для детей ели это источник наблюдений именно за представителями хвойных деревьев, ну а каждую зиму наряженные ёлки на улице создают неповторимый новогодний колорит. С южной стороны имеется полоса деревьев: берёз, рябин, осин, яблоней, вишен, есть липа, это как бы непроходимый уголок леса, где мы с детьми ведём наблюдения за сезонными изменениями в жизни деревьев, птиц, насекомых, трав. Через эту полосу проходит «Экологическая тропа» нашего детского сада. Вокруг детского сада и на участках имеются кусты сирени, деревья: рябины, клёны, берёзы, пирамидальные тополя. Всё это создаёт условия для жизни разнообразных птиц на территории нашего детского сада. Это воробьи и синички, которые круглый год прилетают к нам: летом и весной, чтобы поедать разных насекомых, осенью и зимой частые гости на наших кормушках. В конце лета мы часто наблюдаем , как ласточки готовят своих птенцов к отлёту: они летают небольшими стайками «семьями», меняют высоту полёта, выполняют разные повороты, отдыхают на проводах и на большом тополе, а затем вновь начинают свои тренировки, ведь впереди их ждёт долгий и трудный перелёт. Нам с детьми есть чему поучиться у этих малых, но сильных духом пташек. Частые гости весной и летом это голуби, трясогузки. Именно в это время они ищут корм для своих птенцов, а для нас это просто копилка знаний, ведь наблюдая, запоминая, анализируя и делая выводы, мы приобретаем устойчивые знания, основанные на собственных исследованиях. Вот уже несколько лет, как наши ели облюбовали для гнездования вороны, а сороки вывели яйца лишь один раз. С участка группы №1, №11, №6, №5, №13 и №10 можно было наблюдать, как эти крупные птицы таскали ветки и палки для своих гнёзд. Делали они это очень осторожно, медленно, как бы воровато. Гнёзда строили парами, ждали друг друга, «договаривались» о чём-то на своём птичьем языке. А затем мама-самочка садилась откладывать и высиживать свои яйца. И всё это мы наблюдали с детьми, это было так интересно, ведь рядом с нами протекала совсем другая «птичья» жизнь, со своими правилами и законами. Дети не только узнали об этом из книг, но и увидели своими глазами, как строились эти гнёзда, как самец ухаживает за самкой – кормит её сам или подменяет её, когда она улетает подкормиться. Из спальни группы №11, из группового помещения группы №13 можно было наблюдать , как эти птицы выкармливают своих птенцов, проявляя огромное терпение и трудолюбие, любовь и заботу. Дети воочию увидели, чем они их кормят, как ведут себя птенцы, и даже, как родители их наказывают, если птенцы отнимают друг у друга корм или толкаются с опаской для жизни. В этом случае родители громко кричат и могут клюнуть птенца по голове клювом, слегка, конечно. Затем, когда птенцы подрастают, самка и самец учат их летать, удерживаться на ветках, прятаться в них. А когда птенцы подрастают и уже не умещаются в гнезде, учат их ночевать на ёлках, где высоко и безопасно. Дети получили много знаний о жизни птиц, увидели отношения родителей и детей, отождествляя их с человечьими, научились наблюдать, не пугать, вести дневники наблюдений. У них развились такие чувства, как доброта, сочувствие, сопереживание, умение прийти на помощь. Они стали более отзывчивы, рассудительны, могли планировать деятельность, прогнозировать, что будет, если… А затем, в нашем детском саду живут птицы, которые здесь родились и выросли. Детский сад для них – Родина! Мы должны создать для них условия, чтобы они жили здесь всегда! Так и возникла тема проекта о зимующих птицах. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Целью проекта является расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Задачи: 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников 3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Предполагаемые результаты: 1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах, более высокие показатели познавательного и речевого развития детей; 2. Улучшение предметно-развивающей среды; 3. Установление более тесного сотрудничества с родителями детей – как неотъемлемыми участниками образовательного процесса. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц». 4. Распространение опыта в рамках ДОУ. Привлечение к участию в акции «Они остались зимовать – мы им будем помогать!» других групп детского сада. Этапы проекта 1 этап – подготовительный -обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями; -создание необходимых условий для реализации проекта: изучение литературы, связанной с жизнью и повадками птиц, различных настольных и дидактических игр -перспективное планирование проекта. 2 этап – основной (практический) -внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и -приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах -продуктивная деятельность детей. 3 этап – заключительный -презентация проекта; -отчёт о проведении акции «Они остались зимовать – мы им будем помогать!». Целенаправленная работа с моими воспитанниками , тесное взаимодействие с родителями даёт свои результаты. Несомненно, дети получили огромный потенциал навыков поведения в природе за живыми объектами, большие знания о жизни птиц в разное время года, навыки ухода за птицами в зимний период времени, подборе кормов и его раздаче. Но здесь затрагивается и вопрос нравственного воспитания личности. Обращение к этой проблеме наблюдается и в принятом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где одна из его задач объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах общества ,человека и семьи. Смело могу сказать про своих детей, они стали более внимательны и чутче к окружающим, умеют сопереживать, сочувствовать и проявлять гуманное отношение в детской деятельности, поведению и поступкам. Я рада, что в ходе своей работы смогла разбудить в детских душах способность сопереживать, сострадать и радоваться успехам других. 13 февраля 2019 в 19:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.